Главная страница / Полезное / «Бегущий по лезвию 2049» вышел в прокат. Отзывы, смотреть онлайн

«Бегущий по лезвию 2049» вышел в прокат. Отзывы, смотреть онлайн

В четверг в российский прокат вышел фильм «Бегущий по лезвию 2049». Это сиквел легендарной картины британского режиссера Ридли Скотта по мотивам романа Филипа К. Дика. Как появился первый фильм и как устроен мир «Бегущего по лезвию».

История создания оригинального «Бегущего по лезвию» напоминает космогонический миф: там есть боги и герои, все менялось несколько раз, и даже итоговый фильм символично существует в семи монтажных версиях (по штуке на день сотворения).

Экранизировать роман Филипа К. Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?» собирался Мартин Скорсезе, но не срослось (хотя режиссер встретился с писателем через год после выхода книги). В итоге за сценарий взялся не слишком успешный актер по фамилии Фанчер (не путать с режиссером Финчером). Он купил права на роман, написал очень камерную версию с акцентом на экологии и даже втюхал ее продюсеру (правда, со второй попытки, после некоторых правок).

Затем в этой истории нарисовался великий и ужасный Ридли Скотт, который уже заявил о себе «Чужим» и готовился к съемкам «Дюны» (как сейчас — постановщик сиквела Дени Вильнев). Взяться за будущего «Бегущего по лезвию» Скотта подтолкнула семейная трагедия (смерть старшего брата), а «Дюну» он в итоге так и не снял (это сделал Дэвид Линч).

Подготовка к съемкам и сам продакшн напоминали маленькую войну: Скотт выбросил первый сценарий, начал писать свой и ругался с Фанчером и продюсерами так, что тем пришлось нанять еще одного сценариста. На стадии кастинга на небосклоне появился Стивен Спилберг, порекомендовавший Харрисона Форда, который только-только снялся в «Индиане Джонсе» и хотел роль посерьезнее.

До этого главным кандидатом на роль Декарда был Дастин Хоффман, но его версия персонажа начала сильно расходиться с режиссерской. Дальше было еще хуже — Скотт конфликтовал с Фордом (режиссер считал, что Декард — репликант, актер хотел играть человека), а также со всей американской съемочной группой. Последним не нравились его дотошность, стремление снять идеальный дубль, внимание к деталям и авторитарность.

В довершение бед фильм вышел в прокат с хеппи-эндом (в режиссерской версии открытый финал), провалился и не встретил понимания у критиков. Затем, впрочем, стал классическим, как периодически случается с актами творческой воли.

Фильму пошла только на пользу «высокая детализация», которую требовал Скотт. Кинематографический мир будущего, вылупившийся из романа Дика, оказался неуютным, но очень живым. 2019 год, мрачно-электрический Лос-Анджелес. Человечество покоряет космос и отправляет в колонии работать репликантов — совершенных роботов, во всем превосходящих людей.

Правда, искусственный интеллект периодически дает сбой — и андроиды начинают бунтовать. Поэтому их срок годности ограничили четырьмя годами, а на Земле их объявили вне закона. За репликантами-нелегалами модели Nexus-6 охотятся бегущие по лезвию — специально обученные лос-анджелесские копы, способные не только к меткой стрельбе, но и проведению теста Войта-Кампфа на эмпатию.

Одинокий, неуживчивый и склонный к употреблению виски Рик Декард (Форд) — один из лучших в своем деле, но собирается завязать. Однако сначала его приглашают в корпорацию «Тайрелл», которая производит репликантов модели Nexus-6, чтобы он протестировал секретаршу Рэйчел (Шон Янг).

Та оказывается новейшей моделью андроида — со встроенной памятью, препятствующей бунту искусственного интеллекта. Параллельно Декард охотится на репликантов, сбежавших из колонии во главе с агрессивным Роем Батти (Рутгер Хауэр). У андроидов же накопились вопросы к создателю, ведь им скоро умирать, а очень не хочется.

Бегущий по лезвию бродит по густонаселенному Лос-Анджелесу, где смешались восток и запад, где яркие неоновые вывески соседствуют с признаками близящегося конца света, где летают автомобили, а люди ночуют в мусоре.

«Бегущий по лезвию 2049» рассказывает, что же случилось с этим миром за следующие тридцать лет. А произошло немало. Через год после того, как Декард и Рэйчел сбежали из ЛА, корпорация «Тайрелл» наладила производство модели Nexus-8 — уже без ограничений жизни, но с клеймом на яблоке глаза, где отпечатывается порядковый номер, чтобы репликанта проще было выявить.

В 2022-м случается Блэкаут: мощный взрыв уничтожил почти все электронные носители и экономику, сильно затормозив прогресс. В короткометражном анимационном приквеле Black out 2022 об этом историческом эпизоде рассказывает режиссер Синъитиро Ватанабэ («Ковбой Бибоп», «Космический Денди»), подтверждая версию, что за провокацией стоит не несчастный случай, а непокорные репликанты.

От услуг Nexus-8 отказываются, а человечество сталкивается с голодом. От катастрофы их спасает слепой гений Ниандер Уоллес (Джаред Лето), разработавший в 2025-м генно-модифицированную пищу. В 2028-м Уоллес покупает корпорацию «Тайрелл», у которой начались финансовые проблемы после запрета на репликантов. А уже в 30-е он разрабатывает новых — покорных андроидов (модель Nexus-9).

Старые же модели продолжают отлавливать бегущие по лезвию — благо им достаточно изучить глазное яблоко, а не принуждать репликантов проходить ЕГЭ. Возле Лос-Анджелеса также изменился климат — повысился уровень воды, поэтому от моря пришлось отгородиться стеной-дамбой (в отличие от любящего огонь Ридли Скотта, Дени Вильнев — поклонник водной стихии).

На момент начала фильма «Бегущий по лезвию 2049» у Ниандера Уоллеса, который еще в 30-е возомнил себя богом и начал именовать покорных андроидов не иначе как своими ангелами, появляется идефикс — репликантам необходима функция самовоспроизводства.

Дальнейший сюжет строится вокруг вопроса, способны ли репликанты рожать и любить, а также препятствуют ли имплантированные воспоминания формированию свободной личности. Как еще одна форма жизни в ленте Вильнева фигурируют голограммы-домохозяйки Джой (Ана де Армас) — заботливые спутницы жизни, к которым покупатели могут прикипеть душой не меньше, чем Хоакин Феникс к операционной системе «Саманта» в ленте «Она».

Так Дени Вильнев заглядывает в будущее, где меняются модели и культурный контекст (влияние Востока сокращается, увеличивается — нераспавшегося Советского Союза), а вопросы остаются прежними. Репликанту нужен репликант — и это главное?

Главная премьера уикенда – фантастическая лента «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва. Мнения критиков разделились: кому-то фильм показался прорывом для научной фантастики, а кто-то, напротив, остался недоволен сиквелом, посчитав, что он получился заметно слабее первой части. В нашем материале мы собрали самые интересные рецензии российских кинокритиков.

«Бегущий по лезвию 2049»: первые отзывы«Бегущий по лезвию 2049»: первые отзывы

СТАНИСЛАВ ЗЕЛЬВЕНСКИЙ: «ПРОДУКТ ЦИФРОВОГО ВЕКА, УМЕЮЩИЙ ИМИТИРОВАТЬ ВСЁ НА СВЕТЕ»

Романтик Вильнёв честно ваяет философскую драму с экшеном на студийных мощностях. Но на два часа сорок минут у него не хватает ни философии, ни экшена, а все трещины забиты какой-то печальной манной кашей, изысканно снятой Роджером Дикинсом на одной ноте (и озвученной одной скрежещущей нотой Ханса Циммера). В этом фильме уже действительно принципиально важно, кто репликант, а кто нет, потому что каждая идея должна быть разжевана до конца. Ладно репликант — у Гослинга тут роман с умным домом, который в будущем выглядит как девушка с томиком «Бледного огня» Набокова, и на серьёзном этапе их отношений он загружает её на флешку. От библейских аллюзий ближе к концу становится душновато. Джаред Лето совершенно безбожно кривляется».

АНТОН ДОЛИН: «ЧЕГО ТОЛЬКО НЕ ЗНАЕТ УШЛЫЙ УМНИК ВИЛЬНЁВ»

Дени Вильнёв, при всем своем перфекционизме и технической виртуозности, прекрасно понимает, что в мире, созданном Ридли Скоттом, он сам — не более, чем репликант. У него всего два варианта: покориться своему создателю или попробовать бунтовать против него, без надежды на победу. Печальное сознание этого факта придаёт «Бегущему по лезвию 2049» его неповторимую элегическую красоту».

НИНА ЦЫРКУН: «У СКОТТА ПОЛУЧИЛСЯ МОДЕРНИСТСКИЙ КИБЕРПАНК, У ВИЛЬНЁВА – ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ КОЛЛАЖ»

Фильм Вильнёва, как и картина Скотта, рассказывает о поисках цели для её уничтожения. В роли бегущего по лезвию Кея зрителя ведет через сюжет Райан Гослинг, чья сдержанность, за которой угадывается огненный темперамент, как нельзя лучше отвечает ощущению загадочной двойственности персонажа. Но сценарий на этот раз основан не на литературном источнике, а на оригинальном сценарии. И если у Скотта получился модернистский киберпанк, то у Вильнёва – постмодернистский коллаж, в котором слышны отголоски мотивов и видны визуальные цитаты из множества кинолент, так или иначе обыгрывающих отношения человека и робота: “Космической одиссеи”, “Газонокосильщика”, “Джонни Мнемоника”, “Пятого элемента», “Она”, “Небесного капитана и мира будущего” и многих других. И это не считая библейских тем (например, блэкаута, сыгравшего в предыстории роль всемирного потопа) и главной метатемы – желания человека стать богом. И не просто богом, а богом, карающим собственное создание, которое вышло из повиновения (опускаю здесь соответствующий список родственных книг и фильмов)».

Начинка — «Бегущий по лезвию 2049», рубрика программы «Индустрия кино»

 ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВ: «ДЕНИ ВИЛЬНЁВ НЕ ЛИШЁН ЧУВСТВА ЮМОРА»
Дени Вильнёв не лишён чувства юмора. В свободное от работы время его главный герой, например, читает “Бледный огонь” Набокова, текст-комментарий. Таким же комментарием кажется и новый фильм. “Луна — это наглый вор, и свой бледный огонь она крадёт у солнца”, — писал Шекспир. И, вживаясь в роль отражающего светила, Вильнёв усердно отдаёт дань первоисточнику света. Начинает со сверхкрупного плана глазного яблока. Снова над громадными красивыми декорациями взмывают в небо полицейские “спиннеры”, снова в кинотеатрах будут смеяться венгры. В кадре нового “Бегущего” звучит тот же придуманный Эдвардом Олмосом суржик, в котором смешались все слова мира, но венгерские отчего-то звучат смешнее прочих. Да что там! Фильм Вильнёва стартует примерно так, как Хэмптон Фанчер планировал начать свою первую картину — это поймет каждый, кто в свое время был достаточно увлечён “Бегущим по лезвию”, чтобы посмотреть хоть один документальный фильм о нём — с фермерского хозяйства и кипящей на плите кастрюльки. Имя актера-сценариста Фанчера, который хотел когда-то отправить Декарда работать в Москву (в кадре это желание обозначено приятной русскому глазу надписью “ЦЕЛИНА”), конечно, фигурирует в титрах сиквела, как и два печальных слова “Ридли Скотт”. Уроборос продолжает поедать самого себя. Это нормально. Проблема в том, что помимо этого душераздирающего пищеварительного процесса наблюдать в фильме не за чем».

Трейлер фильма «Бегущий по лезвию 2049»

 ИЛЬЯ РАДАЕВ: «В ГЛАЗАХ ГОСЛИНГА – ВСЯ СКОРБЬ РЕПЛИКАНТСКОГО РОДА»
Если в визуальном отношении изобретательность чувствуется постоянно, то в содержательном Вильнёв дальше первого “Бегущего по лезвию” не идёт. Главного героя нужно занимать все 160 минут, и его приключения напоминают немудрёный компьютерный квест – путешествие от одной локации до другой, череда приятных (и не очень) знакомств, стройный ряд камерных экшн-сцен. В глазах Гослинга – вся скорбь репликантского рода, поэтому сочувствуешь ему в любом случае, а человек он или андроид – вопрос, таким образом, второстепенный. Он хочет быть человеком – что в контексте фильма единственно важно. Это положение просматривается с первых минут. Минут же, напомним, 160».
Следующая Заблудившийся грибник за четверо суток проклял все грибы

Check Also

Поддельная молочка. Будьте осторожны!

Роспотребнадзор по результатам проверки молока и молочной продукции за девять месяцев 2017 года выявил случаи …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *