КОМЕТА NEWS

Изъятие сверхдоходов для того что бы платить пенсию

Неожиданно в СМИ просочилась информация о том, что помощник президента Андрей Белоусов (он же — бывший министр экономического развития) подготовил план по изъятию сверхдоходов у крупного бизнеса. И план уже получил одобрение президента. Как это может быть связано с законопроектом о повышении пенсионного возраста? Что случилось Впервые скан документа появился в телеграм-канале «Незыгарь», и вскоре новость разлетелась по многим СМИ.

Информация о существовании такого документа была оперативно подтверждена Дмитрием Песковым. Суть плана Белоусова состоит в следующем: вместо того чтобы «забирать деньги у бедных» (а именно — повышать пенсионный возраст и откладывать на будущее пенсионные выплаты), — «взять их у богатых». Это поможет смягчить пенсионную реформу: сделать повышение не столь существенным, растянуть его во времени — и все это без существенных потерь для бюджета.

На фоне сильного недовольства граждан, заявок на проведение референдума против пенсионной реформы, такой альтернативный источник поступлений в бюджет может стать, с одной стороны, средством снизить напряженность, а с другой стороны — проверить членов правительства на их приверженность интересам граждан — или крупного капитала. Откуда деньги В качестве «донора» выбраны отрасли, которые имеют сверхдоходы, причем возникшие в результате удачно сложившихся обстоятельств, а не талантливого руководства предприятиями. Это крупные недропользователи — металлургические, химические, горнодобывающие производства. Среди компаний названы «Норникель», «Алроса», «Сибур» и другие.

В результате изъятий сверхдоходов в бюджет могут поступать 500 млрд рублей ежегодно. Как подсчитали экономисты, в результате пенсионной реформы в том виде, как она принята Госдумой в первом чтении, бюджет должен сэкономить 800 млрд рублей, из них 700 млрд планируется направить на повышение пенсий нынешним пенсионерам. Как видим, цифры сопоставимые. Таким образом, действительно новый источник пополнения бюджета может позволить правительству рассматривать более щадящие варианты развития событий, связанных с изменением пенсионной системы.

Глава Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба направил в Минпромторг письмо, в котором указал, что изъятие сверхприбылей у металлургов и химиков ликвидирует стимулы к развитию недропользования и повышению производительности труда в золотодобыче. По его словам, рентабельность компаний в этой области зависит от капзатрат, а выручка направляются на геологоразведку, горно-капитальные и вскрышные работы и на строительство новых горно-обогатительных комбинатов. Поэтому метод оценки рентабельности, предложенный Белоусовым, некорректен для сопоставления доходности отрасли с нефтегазовым сектором.

Кроме того, отрасль не получила «значимого эффекта» от девальвации рубля, составившей 45% с 2013 по 2017 год — он был компенсирован инфляцией затрат (39%) и снижением цены на золото (на 5%). У золотодобывающей отрасли, в отличие от нефтегазовой, также не было преимущества из-за внешней рыночной конъюнктуры, на которую ссылается Белоусов. А повышение фискальной нагрузки, по оценке союза, приведет к невыполнению инвестпрограмм и падению уровня добычи: к 2025 году она снизится на 50 тонн в год, после чего потенциальные бюджетные потери составят до 21 миллиарда рублей, а с учетом недополученного золота — до 79 миллиардов рублей ежегодно.

Отдельно отмечается особая роль золота как расчетной единицы: в условиях санкционной нагрузки золото может стать превалирующим компонентом в золотовалютных резервах страны. А с учетом возможного замораживания долларовых расчетов России, возможно, придется использовать опыт Ирана, Северной Кореи, Кубы и Турции по расчетам золотом по внешнеторговым контрактам. Это означает, что снижать производство золота нельзя. Другие эксперты признают, что в последние годы цены на золото более стабильны, чем на другие металлы, но отрасль действительно несет достаточно высокие капзатраты.

Вечером 9 августа стало известно, что помощник президента Белоусов направил Путину письмо, в котором предложил изъять у 14 нефтехимических, химических и металлургических компаний 513,7 миллиарда рублей сверхдоходов в госказну. В письме говорилось, что эти компании в 2017 году из-за рыночных условий заработали более полутора триллионов рублей прибыли (до вычета налогов, процентов и амортизации), а налоговая нагрузка на них ниже, чем в нефтегазовой отрасли.

По словам Белоусова, упомянутые компании располагают сверхдоходами, образовавшимися благодаря рыночной конъюнктуре и не зависящей от действий руководства компаний. Он напомнил, что в 2016 году правительство уже изымало сверхприбыли у нефтяников, но сложившаяся налоговая система не создает условий для дополнительных изъятий сверхдоходов. Поэтому Минфину предложено разработать механизм такого изъятия, целью которого является финансирование реализации «майского указа» Путина.

В список компаний, для которых Белоусов предлагает увеличить налоговую нагрузку попали, в частности, «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК), «Алроса», «Северсталь», «СИБУР», «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК), «Мечел», «Металлоинвест», Evraz, «Норильский никель» «СУЭК», «Полюс», «ФосАгро», «Уралкалий», «Акрон». В случае повышения налогов «Норникель» потеряет 114,2 млрд рублей сверхдоходов в год, «Алроса» — 67,28 млрд, «СИБУР» — 65,23 млрд, «Полюс» — 58,19 млрд, «Северсталь» — 43,31 млрд, НЛМК — 20,89 млрд, ММК — 17,3 млрд, Evraz — 5,49 млрд.

Позднее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уточнил, что Путин пока одобрил лишь проработку этой идеи правительством, но само решение еще не принято. А сам Белоусов позднее заявил, что предложил изъять сверхдоходы у перечисленных компаний вовсе не ради финансирования исполнения майского указа, а для более равномерного распределения налоговой нагрузки.

Первым эту идею раскритиковал основной владелец НЛМК Владимир Лисин, а в РПСС высказали мнение, что данная инициатива обернется массовым уходом инвесторов с российского рынка. Другие эксперты отметили, что инициатива звучит как минимум нерыночно.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в письме президенту Владимиру Путину предупредил, что в случае повышения фискальной нагрузки на отечественные компании горно-металлургического и химического комплекса и изъятии у них сверхдоходов потери российского фондового рынка могут составить три триллиона рублей. В союзе также говорили, что рост фискальной нагрузки скажется на инвестпрограммах, а компании могут утратить лидерство в отраслях.

Выводы

Должностью Белоусова — помощник президента по экономическим вопросам. Он формально он входит в структуру АП . Значит, инициатива пошла не от правительства, а от АП. Некоторые эксперты увидели в этом больше имиджевого содержания, чем сущностного. Изъятие сверхприбыли возможно только при ее наличии. То есть, просматривается сплошной популизм.

При этом, изымать «сверхдоходы» у гос.предприятий можно фактически поручениями президента конкретным руководителям компаний.

Отсюда весь смысл шумихи вокруг предложения Белоусова — показать альтернативный вариант закрытия бюджетных дыр. Фактически, нам опять пропихивают пенсионную реформу. Общий посыл: «мы не только повышаем пенсионный возраст, но и пытаемся изымать доходы у крупных предприятий».

Кроме того, ряд экспертов считает, что изъятие сверхдохода у крупных недропользователей во время изменения курсовой разницы, говорит о подготовке правительства к резкому падению курса рубля. Рубль упадёт. На фоне этого падения рублёвая выручка экспортных компаний возрастёт. АП готовится к изъятию образовавшейся дельты.

Фактически, само по себе предложение Белоусова вынужденная и непопулярная мера, но очень необходимая, для выполнения «майского указа» президента. Но денег у правительства нет (так нам говорят официальные лица). Следовательно, если власть начнет изымать сверхдоходы, то можно смело предполагать, что все ресурсы у правительства исчерпаны. Значит, следует ожидать жесткий контроль, за расходованием средств, направленных на реализацию поставленных президентом задач. Более того, очевидно, что за неэффективное расходование этих средств будут применяться жесткие меры. А это уже поле деятельности ведомства Кудрина. Говорят, что с ним договорится невозможно. Следовательно, стоит ожидать рост числа выявляемых Счетной палатой нарушений и преступлений коррупционного характера.

По мнению главного экономиста «Альфа-банка» Н. Орловой инициатива Белоусова имеет две причины. Первая, предполагаемые дополнительные поступления в бюджет в размере 1,1 трл рублей от введения налогового маневра для нефтяников полностью не обоснованы и получить, такие средства, фактически невозможно. Вторая причина – власть рассматривает вариант компромисса по пенсионной реформе.