Минпромторг предложил российскому кабмину повысить утилизационный сбор на автомобили на 87-125% с 2018 года, что приведет к росту цен на машины на 10-17%, пишет «Коммерсант».
В Минпромторге подтвердили информацию, уточнив, что индексация будет зависеть от категории и видов транспортных средств, их экологичности, объема производства и импорта.
В грузовом сегменте она составит 15-40%, а средневзвешенная индексация сбора ожидается на уровне 15-17,5%, заявили изданию.
Эксперты утверждают, что в первую очередь такая мера ударит по чистым импортерам, однако заденет и построившие свои заводы иностранные концерны (BMW, Nissan, Renault, Toyota, VW Group).
Источник в одном из автоконцернов заявил, что компания «в шоке и недоумении» — затраты на утилизацию «совершенно точно не выросли на 100% и более».
По его мнению, решение навредит тренду на восстановление рынка и негативно отразится на бизнесе дилеров.
По мнению экспертов, рост утилизационного сбора на фоне роста акцизов поднимет цены на автомобили на 10−17%.
Утильсбор для автопрома ввели в 2012 году, на рынке его считали компенсацией за снижение импортных пошлин после вступления РФ в ВТО.
Сначала сбор платили импортеры, а заводы РФ давали гарантии утилизации, но с 2014 года из-за давления стран, пожаловавшихся в суд ВТО, его распространили на весь рынок.
Напомним, что утилизационный сбор был введен в 2012 году для нивелирования последствий вступления России в ВТО. Ввиду вынужденного снижения ввозных пошлин на автомобили, в правительстве нашли фактическую замену пошлинам, придумав собирать с импортеров деньги на утилизацию машин. Базовая ставка на легковушки составляла 20 тысяч рублей, а для грузовиков и автобусов 150 тысяч – эти деньги выплачивали компании, но в конечном итоге расходы нет уже покупатель, которому предлагалось купить машину уже с учетом соответствующей надбавки.
Поняв уловку российских чиновников, которые так и не захотели создавать равные условия для всех автоконцернов, ситуацию раскритиковали в Евросоюзе. Поэтому в 2014 году власти были вынуждены распространить сбор на всех без исключения производителей. Но и тут в правительстве придумали, как дополнительно поддержать отечественных производителей – им стали выдавать специальные субсидии, компенсирующие затраты на сбор. Эти расходы измеряются десятками миллиардов рублей, что позволяет стимулировать западные компании развивать производство в России.
Однако, многие эксперты уверены, что автомобили НЕ подорожают, так как рынок продаж автомобилей в любой момент может «просесть» еще глубже, чем это было 2-3 годами ранее. Компании будут предпочитать другие способы компенсации потерь, нежели увеличение стоимости авто.
Кроме того, сейчас те, кто производят автомобили внутри страны, платят утилизационный сбор, но получают компенсации от властей, поэтому они не станут поднимать цены. А вот импортерам такие компенсации не положены.