По словам депутата нижней палаты парламента Олега Шеина, в СМИ уже сообщалось о достигнутом в кабмине консенсусе о повышении ставки подоходного налога с 13 до 15%. «Никаких предварительных решений на сей счет не существует. Комментарии, которые делаются, – это мнение отдельных членов Правительства, не более того», – подчеркнул Медведев.
Председатель Правительства РФ считает, что 13-процентная плоская шкала НДФЛ создала принципиально новую ситуацию с уплатой этого налога на территории России. Если при действовавшей ранее прогрессивной шкале налогообложения были распространены серые схемы и зарплата «в конвертах», то после введения плоской шкалы налогообложения собираемость налога увеличилась.
«Поэтому, прежде чем принимать какие-либо иные решения на сей счет – об увеличении налоговой ставки, сохранении плоской шкалы налогообложения в рамках НДФЛ или введении прогрессивной шкалы, – нужно взвесить все за и против, и далеко не все аргументы по прогрессивной ставке налогообложения, что называется, подвигают нас к принятию этого решения», – отметил Медведев.
В числе негативных факторов введения прогрессивной шкалы налогообложения глава кабмина выделил следующие:
- прогрессивная шкала налогообложения, как правило, становится наиболее затруднительной не для тех, у кого сверхдоходы, а для тех, у кого средние доходы, и больше всего бьет по среднему классу;
- при введении прогрессивной шкалы необходимо будет снова подавать налоговые декларации, возникнут всякого рода проблемы, связанные с исчислением налогов, часть налогов уйдет в серую зону;
- если вводить прогрессивную шкалу налогообложения, то обязательно необходимо вводить меры по поддержке наименее обеспеченных слоев населения (налоговые вычеты, необлагаемые минимумы и т. д.).
«Я никогда не говорил, что в нашей стране невозможна прогрессивная шкала налогообложения. Наверное, как и в других странах, элементы такого рода налогообложения возможны, но это нужно самым внимательным образом просчитывать, не разрушая того, чего мы добились в деле уплаты НДФЛ за последние 15 лет. Это все-таки фундаментальные изменения», – заключил Дмитрий Медведев.
Справедливая и стимулирующая налоговая система, обещанная президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, может означать резкое повышение нагрузки на население. На одном из первых после выборов совещаний у премьера Дмитрия Медведева обсуждалось изменение налогов. Его итоги Медведев не раскрыл и лишь признал, что налоговой системе все же нужна настройка (цитата по «Интерфаксу»).
Оплатить обещания Путина повысить некоторые расходы бюджета может быть предложено населению – власти расчехлили набор старых идей: повышение НДФЛ, введение налога с продаж, отмену льгот по НДС для социальных товаров, повышение НДС при снижении страховых социальных взносов, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и человек, знающий это от участников совещания. Но они расходятся в трактовке его итогов: одни говорят о принятых решениях, другие – о продолжении дискуссии.
Обсуждалось повышение ставки НДФЛ на 2 п. п. до 15% с введением необлагаемого минимума, указывают собеседники «Ведомостей». Прошлой осенью на совещаниях в правительстве уже анализировались последствия повышения НДФЛ до 15–16% и введение такого минимума. Решение окончательно не принято, предупреждает чиновник. Другой говорит, что «консенсус достигнут».
В правительстве обсуждаются разные меры, но все они пока только предложения, отмечает пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова, решения будут приняты позже.
Минфин к совещанию готовил свои старые предложения – провести два налоговых маневра: для нефтяников (обнулить экспортную пошлину при повышении НДПИ) и для всей экономики (снизить страховые взносы до 22% в обмен на рост НДС до тех же 22%). Маневры пока не поддержаны, говорят оба чиновника. Нужно обсудить завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, сказал Медведев.
Также обсуждались введение торгового сбора с оборота (близок к налогу с продаж) и отмена льготной ставки НДС в 10% (распространяется на продовольствие, товары для детей и лекарства). К 2020 г. потери от этой льготы достигнут 600 млрд руб. Но выгоду из нее извлекают не столько бедные семьи, сколько производители, объяснял федеральный чиновник, нужно сделать соцподдержку в целом более адресной. Такое поручение президент дал по итогам послания Федеральному собранию. Льготную ставку Минфин предлагает заменить прямой субсидией из бюджета для бедных семей и полностью пересмотреть пособия, объединив многочисленные выплаты в единое универсальное пособие для бедных, говорят два чиновника. Правительство должно навести порядок в системе различных налоговых льгот, заявил в среду Медведев.
Торговый сбор с оборота может быть введен как часть налогового маневра – вместо повышения НДС при снижении страховых взносов, говорит другой чиновник. Минфин хочет снизить слишком высокую нагрузку на труд: это должно по его замыслу способствовать выходу бизнеса из тени, что приведет к росту доходов бюджета. Маневр увеличил бы их в 2019–2020 гг. почти на 450 млрд руб., оценивал ранее чиновник. Бизнес к маневру относился по-разному, но в большей степени поддерживал его проведение при введении налога с продаж: заложить повышение НДС в цены при падающих доходах населения сложно.
Изменение налогов нужно для дополнительных доходов бюджета, говорит один из чиновников. Во время послания Путин объявил о росте расходов на здравоохранение и инфраструктуру. Около двух третей из 1,5% ВВП, которые потребуются на реализацию поручений, будет получено за счет ускорения экономического роста, а остальное – за счет экономии, говорил помощник президента Андрей Белоусов.
Меры ударят по доходам населения и потреблению, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Потребление было одним из драйверов роста экономики в 2017 г. Но в отличие от 2017 г. рост потребления в большей степени будет опираться на рост доходов, указывал ВЭБ. Дополнительные налоги и сборы могут свести такой рост на нет, опасается Суслина: повышение НДФЛ при отмене льготной ставки НДС – двойной удар по населению, с одной стороны, снизит их доходы, а с другой – увеличит цены. Обнуление НДФЛ для бедных и прямая субсидия должны помочь им, говорит она, но рост цен и налоговая нагрузка могут привести к росту числа бедных и сокращению среднего класса.
Эти выборы президента были исключительными – победивший кандидат вообще не излагал экономическую программу, отмечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров, и связано это с тем, что после выборов Путин пойдет на непопулярные меры: президент получил очень сильный мандат доверия.
Представители первого вице-премьера Игоря Шувалова и Минфина отказались от комментариев.
Возможные инновации 2018 года
К сожалению, речь о прогрессивном налогообложении доходов пока не идет. Минфин, Минэкономразвития и Центр стратегических разработок обсуждают совершенно иной налоговый маневр. Представители данных ведомств собираются оставить плоскую шкалу, но при этом считают, что налоговая нагрузка на население должна быть повышена. Единственное, в чем может выразиться «прогрессивность» новой системы налогообложения, так это в том, что будет введен некий необлагаемый налогами минимальный доход.
Данные инновации в правительстве обсуждаются еще с осени 2016 года. Напомним, что согласно распоряжению Владимира Путина Федеральное собрание должно разработать предложения по налоговому реформированию до декабря 2017 года. Президент заявил, что реформы фискальной сферы – это важная часть реализации плана по ускорению экономического роста России в период 2018-2024 годов. Что же касается предложений отдельных ведомств, то их можно выразить следующими тезисами:
- Минфин настаивает, что НДФЛ нужно повысить до 15%, из которых от 6 до 8 процентных пункта следует перенаправлять в общефедеральный бюджет. Увеличение данного сбора можно компенсировать путем снижения ставки страховых отчислений, уменьшив ее до 21% (сейчас она составляет 30%);
- Представители Минэкономразвития предлагают увеличить ставку НДФЛ до 15% и ввести понятие вычета, равного сумме прожиточного минимума. При этом из данного ведомства поступают предложения по увеличению НДС до 21% (текущая ставка равна 18%) и снижению страховых сборов до 21%;
- В Центре стратегических разработок говорят о том, что НДФЛ нужно увеличить до 17%, однако предоставлять всем или самым бедным россиянам право на вычет в размере прожиточного минимума.
Стоит отметить, что некоторые эксперты из правительственных структур предлагают, чтобы каждая региональная власть утверждала ставки НДФЛ самостоятельно.
Отдельно нужно упомянуть о законопроекте, который был внесен на парламентское рассмотрение от инициативной группы депутатов из ЛДПР. В данном документе предлагается освободить от уплаты подоходных сборов тех россиян, которые получают зарплату в сумме меньше чем 15000 рублей. А вот для всех остальных категорий предлагается ввести прогрессивную налоговую шкалу, которая заставит раскошелиться обладателей сверхдоходов. Основные тезисы и предложения законопроекта выражаются в следующем:
- люди, получающие в год доход от 180 тысяч до 2,4 миллионов рублей, уплачивают налог в размере 13%. При этом налогообложению предлагается подвергать лишь ту часть дохода, которая выходит за планку в 180 тысяч;
- личности, сумевшие получить доход от 2,4 миллионов до 100 миллионов рублей, должны уплачивать фиксированный налог в размере 289 тысяч в год и еще 30% от сумм дохода, которые выходят за пределы 2,4 миллионов;
- категория лиц, получающая в год свыше 100 миллионов, должна платить фиксированный НДФЛ в сумме 29,6 миллионов рублей и дополнительно отчислять 70% от дохода, который вышел за пределы 100 миллионов.
Согласно словам Игоря Шувалова, занимающего пост первого вице-премьера страны, перестройка налоговой системы планируется уже в 2018 году.
Частные эксперты выражают мнение, что такие эксперименты с НДФЛ могут стать провальными. Прежде всего, они прогнозируют повсеместный возврат серой схемы зарплатных выплат в коммерческих структурах. Фирмы могут использовать вполне официальные лазейки – например, регистрировать своих работников в качестве ИП, чтобы уплачивать налог в 6%, либо выплачивать зарплату, замаскированную под проценты от депозитов. При этом сегодня теневая часть выплаты вознаграждения работникам оценивается в сумму около 5 триллионов рублей.
Feed enhanced by Better Feed from Ozh
Сообщение Повышение НДФЛ в 2018 году появились сначала на Я в курсе.