Главная страница / Новость дня / Когда бензин подешевеет?

Когда бензин подешевеет?

Против роста цен: правительство намерено снизить акцизы на бензин и дизельное топливо

Posshadow

Правительство России готово снизить акцизы на бензин и дизельное топливо. Кабмин уже поручил Министерству финансов проработать вопрос до 1 июля. Как напомнили в Госдуме, цены на топливо превысили темпы инфляции и преодолели психологическую отметку 40 рублей. Эксперты считают, что мера по снижению акцизов позволит сдержать оптовые цены на бензин, однако в целом для изменений на топливном рынке этого недостаточно.

Правительство готово снизить акцизы на бензин и дизельное топливо для автомобилей. Об этом сообщил первый зампред комитета Госдумы РФ по энергетике Сергей Есяков. По его словам, совещание по этому вопросу накануне провёл вице-премьер Дмитрий Козак.

«Сегодня правительством принято решение о снижении акцизов на автомобильный бензин на 3 тыс. рублей за тонну и на дизельное топливо на 2 тыс. рублей за тонну», — цитирует Есякова РИА Новости.

Причиной изменений стал рост цен на топливо, который превысил темпы инфляции.

Как отметил депутат, стоимость бензина с начала 2018 года выросла на 4,7%, на дизельное топливо — на 9%, что обусловлено повышением акцизов, ростом цен на нефть и увеличением курса рубля.

По словам начальника управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрия Махонина, правительство уже поручило Минфину проработать вопрос о снижении акцизов на топливо.

«Протоколом совещания дано поручение согласиться с позицией ФАС и Минэнерго по снижению акциза и проработать Минфину до 1 июля от действующей ставки снизить акциз», — сказал он ТАСС.

О том, что кабмин обсуждает возможность снижения акцизов на горюче-смазочные материалы на 2—4 рубля на литр, накануне сообщил глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

  • Автомобили на одной из автозаправочных станций в Москве

Снижение акцизов на топливо позволит уменьшить оптовые цены на бензин, полагает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

«Акцизы с 1 июля, скорее всего, снизятся, это надо ещё провести через Госдуму, но думаю, что проблем не будет. Реально это позволит несколько ограничить рост оптовых цен, может быть, даже снизить», — сказал он в беседе с RT.

При этом, по мнению эксперта, такая мера недостаточна.

«Сегодня оптовые цены выше розничных, такого никогда не было. Для того, чтобы выйти на нормальную маржинальную доходность для розничного бизнеса, которая позволит не повышать розничные цены, оптовые цены, видимо, надо снизить на 10%», — отметил Аркуша.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что снижение акцизов даст временный эффект.

«В теме бензина основный смысл всех изменений заключается в том, чтобы избежать роста цен, потому что он мгновенно виден на рынке конечного потребления. Естественно, что это повышает уровень социального недовольства и напряжённости. В реальности бензин дорожает и из-за налогового манёвра, из-за того, что происходит в целом в отрасли. Это перекладывание нагрузки с экспортной пошлины на скважину, на НДПИ и, естественно, сама нефть дорожает. Для руководства страны и региональных властей это важные вещи, это отражается на уровне поддержки. Они идут по пути ручного регулирования, понижения акцизов, хотя это тоже не панацея, это даст временный эффект», — сказал он в беседе с RT.

Госдума поручила комитету по энергетике запросить в правительстве информацию о росте цен на топливо в текущем году и его причинах, а также о предпринимаемых мерах по недопущению резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке.

Как отмечают инициаторы поручения, депутаты от КПРФ Вера Ганзя, Алексей Куринный и Николай Коломейцев, особенно сложная ситуация складывается в аграрном секторе.

«Цены на дизельное топливо с марта текущего года в среднем выросли на 7%. Это приведёт к большим рискам невыполнения в полном объёме сезонных сельскохозяйственных работ», — считают они.

По данным Росстата, средняя розничная цена бензина в России 14 мая перешла рубеж в 41 рубль за литр, достигнув 41,28 рубля.

Сильнее всего цена на топливо выросла в Махачкале, Рязани и Кирове.

Средняя стоимость бензина марки Аи-92 с 7 мая повысилась на 48 копеек и составила 39,51 рубля за литр. Цена марки Аи-95 выросла на 46 копеек — до 42,49 рубля за литр, марки Аи-98 — на 38 копеек, до 47,71 рубля за литр. Стоимость дизельного топлива увеличилась на 45 копеек и составила 42,41 рубля за литр.

С 29 апреля по 7 мая бензин подорожал на 1%, дизельное топливо — на 0,9%, а в целом потребительские цены повысились на 0,1 %.

Причины роста цен на бензин

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выражала готовность рассмотреть возможность снижения акцизов на топливо.

«Мы подумаем о снижении акцизов прежде всего, потому что акцизы в последние годы были главной причиной, провоцирующей рост (цен на нефтепродукты. — RT)», — сказал глава службы Игорь Артемьев.

При этом он объяснил рост стоимости топлива сезонным фактором.

«Общая ситуация — она стандартная для этого периода времени. Посевная же. В ноябре-декабре она упадёт, а в среднем будет в пределах инфляции», — сказал он.

ФАС также упрекала в росте цен нефтяные компании, которые увеличили поставки автомобильных бензинов и дизельного топлива на экспорт при одновременном сокращении поставок на внутренний рынок России.

В Центробанке видят причину повышения стоимости топлива в росте акцизов и международных цен на топливо.

«В этом году выросли международные цены, выросли акцизы — это два фактора, которые внесли вклад (в рост цен. — RT). Когда цены на нефть падали, цены на бензин росли меньше, чем другие цены. И их вклад в инфляцию был меньше, чем у других цен», — отметила первый заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева.

По её словам, в настоящее время рост цен на бензин не влияет на инфляцию, однако через некоторое время он всё же окажет своё воздействие.

Цена на нефть в первые за 3,5 года обновила свой максимум и достигла значений в $79,54 за баррель для марки Brent и $72,43 за баррель на нефть WTI. Причиной тому стала, по мнению экспертов ситуация с выборами в Венесуэле. Президент Трамп резко отреагировал на переизбрание Николаса Мудуро на пост главы государства. По мнению главы Белого дома, эти выборы нельзя было назвать свободными или справедливыми. Потому в минувший понедельник Трамп ввел запрет для граждан США на заключение сделок с бумагами венесуэльского правительства и подконтрольных ему компаний. Волнения инвесторов на этом фоне и могли подстегнуть цены на нефть.

Рост цен на нефть ускорит подорожание бензина: как отреагирует рубль

— Рост цен на нефть до рекордных за 3,5 года значений во многом обусловлена напряженным геополитическим фоном, — считает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. — Главная роль при этом по-прежнему отводится действиям главы США. Росту котировок на протяжении всего мая способствует рост напряженности вокруг Тегерана. Выход США из ядерной сделки и возвращение к агрессивной политике санкционных ограничений в отношении одного из крупнейших поставщиков нефти в регионе создает на рынке высокий уровень напряженности. Немного сглаживает остроту конфликта позиция ЕС, которая сейчас по вопросу антииранских санкций находится в оппозиции к Вашингтону, тем не менее, на сегодняшний день крайне высоки риски того, что нагнетание обстановки вокруг Ирана вполне может привести к срыву планов по продлению сделки в формате ОПЕК+ в результате возможного демарша Тегерана для того, чтобы побольнее уколоть геополитических союзников США на Ближнем востоке. Однако текущие пиковые значения выше $80 за баррель — это реакция рынка на вполне ожидаемую позицию США по выборам в Венесуэле, где Николас Мадуро был переизбран на пост государства, чем естественно вызвал гнев Вашингтона. Ограничения на сделки с венесуэльскими активами были восприняты участниками торгов как сигнал к старту покупок. Венесуэла — крупнейшая по запасам в своем регионе нефтяная держава, полностью зависимая от экспорта добываемых энергоресурсов, а потому традиционно представляющая для США цель для распространения собственного политического влияния.

Понятно, что у россиян свой интерес: как на фоне роста нефтяной цены поведет себя бензин и рубль? Не обрушится ли деревянная валюта обратно, едва оправившись от недавнего удара? Тем более, что цены на бензин и так растут. С начала года цены на бензин выросли на 4,7%, а на дизельное топливо — на 9%. При этом эксперты называют три причины роста цен на бензин: повышение акцизов, укрепление рубля и рост цен на нефть.

Вот и теперь максимальный рост цен на бензин первый зампред Центробанка Ксения Юдаева объяснила именно что уверенным движением цены на нефть вверх. «В этом году выросли международные цены, выросли акцизы — это два фактора, которые внесли вклад (в рост цен на бензин)», — поясняла она ранее СМИ.

Тревожно, что эксперты предрекают, что цена на «черное золото» не остановит своего роста. По мнению Александра Шустова, «реакция Трампа на переизбрание Мадуро была вполне ожидаема, однако сейчас говорить о завершении ралли по нефти в связи с актуальными событиями преждевременно. На мой взгляд, несмотря на вероятность коррекции, как минимум до конца текущей недели нефть может несколько раз обновить максимумы и подняться до $81,5-82». Следуя логике отечественных экономистов, можно только с грустью прогнозировать новый подъем цен на бензин. При этом, по мнению экспертов, это только поможет США вытеснить Россию с европейского рынка, и вряд ли поспособствует укреплению нашей экономики. Вот только на рубль такое поведение нефти скорее всего никак не повлияет.

Рост цен на бензин оказался «накручен» в 10 раз

Но в ЦБ нашли этому объяснение

Если еще в начале года литр АИ-95 обходился российскому автовладельцу немногим больше 41,5 рубля, то сейчас его стоимость приближается к 45 рублям. В ЦБ ситуацию объясняют повышением нефтяных котировок на мировом рынке, которые с января увеличились с $62 до $80 за баррель. Независимые эксперты соглашаются с этим, однако добавляют, что рост цен на горючее усугубляют фискальные сборы государства, составляющие до 70% от стоимости топлива, и корысть нефтяных компаний, которые стараются продать побольше сырья за рубеж по более высоким ценам, чем внутри страны.

В начале мая Московская топливная ассоциация заявила, что рост стоимости топлива в апреле оказался максимальным с начала года. Литр АИ-95 подорожал почти на 8% — с 41,2 до 44,4 рубля. Для сравнения, инфляция с начала года в России составляет около 0,7–0,8%. Несложно подсчитать, что весенний скачок топливных цен в России в 10 раз обогнал рост потребительских цен в целом.

Ситуация выглядит настолько вопиющей, что в нее вмешались парламентарии — представители профильных комитетов Госдумы обещали запросить в правительстве информацию о причинах роста стоимости бензина и мерах, которые будут предприняты для ее снижения.

Последовал ответ со стороны власти. Правда, не от нового кабинета министров, который, видимо, пока еще не вошел в курс дела, а от главного финансового регулятора — Банка России. Как заявила первый замглавы ЦБ Ксения Юдаева, стоимость бензина увеличивается «из-за роста цен на нефть на мировых рынках, а также из-за акцизов на бензин». При этом Юдаева уверена, «рост цен на бензин не оказывает влияния на инфляцию».

Объяснения ЦБ звучат убедительно. Еще в феврале баррель после подъема до $70 в начале года провалился к $62. Последовали успешные коррекции в марте, но в мае произошел более эффектный прорыв — выше $80. Следовательно, подорожание горючего объясняется фундаментальными экономическими причинами.

Однако эксперты обращают внимание на оговорку представителя ЦБ относительно акцизов. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, различные фискальные сборы, включая налог на добычу полезных ископаемых и добавленную стоимость, последние три года поступательно увеличивались. Теперь их доля в стоимости бензина доходит до 70%. Выходит, что из 45 рублей, которые придется платить за литр АИ-95 в самое ближайшее время, более 31 рубля идет в бюджет, что оказывает серьезное давление на стоимость горючего.

По словам финансового аналитика FxPro Александра Купцикевича, растущие цены на нефть на мировых рынках объясняют только 10% повышения стоимости топлива. «Во время обвала сырьевых котировок со $120 до $30 за баррель не происходило одновременного снижения цен на бензин, — напоминает эксперт. — Акцизы несут в себе существенную составляющую в динамике цен. Кроме того, влияние на ценовую конъюнктуру оказывает масштабный плановый ремонт отечественных НПЗ, что подстегивает спираль роста. В итоге наблюдается «идеальный шторм», когда сразу несколько факторов действуют в одном направлении и приводят к стремительному удорожанию топлива».

Впрочем, снимать ответственность с нефтедобывающих компаний в резком росте стоимости горючего не стоит. Арифметика проста: тонна дизельного топлива, поставленного на экспорт, приносит на $50 больше, нежели при продаже на внутреннем рынке. На фоне мирового сезонного повышения интереса к нефтепродуктам со стороны импортеров зарубежные поставки российского топлива выросли. Соответственно, на биржах произошла попытка спекуляции из-за опасности возникновения внутрироссийского дефицита в период посевной и будущего сбора урожая, а стоимость бензина, в свою очередь, обросла дополнительными рублями.

По словам Сергиенко, повлиять на ситуацию и остановить повышение ценников на АЗС может правительство за счет снижения налогооблагаемой базы топливных компаний. Таким образом, производители уже не могли бы перекладывать вину за рост топливных цен на ситуацию на мировом рынке. Впрочем, пока в профильных государственных ведомствах более интенсивно обсуждается другая тема — плавающие акцизы на горючее, которые подразумевают принцип распределения доходов от их уплаты в бюджеты.

«Не стоит рассчитывать на серьезное вмешательство правительства. Даже в случае наложения государственных штрафных санкций на компании, пользующиеся ситуацией и варьирующие свои поставки на внутренний и внешний рынки, они ничтожны в сравнении с эффектом от дополнительной экспортной прибыли. Топливо является драйвером роста цен в значительной части мира, хотя в большинстве случаев это не связано с фискальной нагрузкой, а объясняется непосредственно динамикой курса нефти», — полагает Купцикевич.

Стоимость литра АИ-95 в странах — импортерах российского топлива (в рублях, по курсу ЦБ)

Белоруссия 43

Китай 74

Германия 103

Финляндия 110

Италия 115

Feed enhanced by Better Feed from Ozh

Сообщение Когда бензин подешевеет? появились сначала на Я в курсе.

Популярно:

Мошенники уже начали «переводить» россиян на цифровое телевидение

Как вы знаете, с нового 2019 года Россия полностью перейдет на цифровое телевидение. Не успела …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.