К сентябрю будет принято решение о возможности роста тарифов на коммунальные услуги в два этапа в течение 2019 года из-за роста НДС. Об этом сообщил вице-премьер Виталий Мутко после селекторного совещания о ходе подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к осенне-зимнему периоду.
«Еще раз скажу, что в ближайшие две недели нам это решение нужно принимать». Он также подчеркнул, что окончательного решения по этому поводу еще не принято. «Сказать однозначно, что сейчас это позиция окончательная, я не могу», — сказал он.
Свою позицию по этому поводу в ближайшее время должны сформировать Минстрой, Минфин и Минэнерго. Ранее Минэкономразвития предложило повысить тарифы ЖКХ в 2019 году два раза: с 1 января и 1 июля из-за увеличения налога на добавленную стоимость. Первый этап предусматривает повышение тарифов на 1,7%, второй — 2,4%. Закон о повышении НДС с 18 до 20% был подписан президентом Владимиром Путиным в начале августа.
Минфин рассчитывает, что эта мера позволит привлечь в бюджет дополнительные 633,5 млрд рублей в 2019 году, в 2020 и 2021 годах — 678 млрд и 728 млрд рублей соответственно.
Деньги правительству нужны на исполнение нового майского указа президента Владимира Путина об увеличении финансирования инфраструктуры, демографической политики, здравоохранения и образования.
При этом власти признают, что повышение НДС приведет к разгону инфляции, а экономисты предупреждают о сокращении роста ВВП. Возросшую налоговую нагрузку бизнес переложит на потребителей. Социологические исследования показали, что из-за повышения НДС 80% крупных компаний в стране планируют поднять цены на товары и услуги. В ближайшей перспективе, помимо повышения тарифов ЖКХ, в частности, ожидается, что подорожает бензин.
«На самом деле сейчас большого роста инфляции нет, но с учетом повышения НДС такие варианты возможны. В любом случае весь 2019 год мы должны в рамках инфляционного прогноза действовать. И даже если такое решение будет принято, это не будет выше прогнозных цифр 2019 года», — сказал В.Мутко.
Ранее глава Минстроя отмечал, что Минстрой и Минэкономразвития проводят консультации по поводу возможного повышения тарифов ЖКХ в следующем году в два этапа. Он подчеркнул, что окончательная позиция ведомства по этому вопросу будет сформулирована в ближайшие дни.
Ранее стало известно, что Минэкономики в связи с ростом НДС с 18% до 20% предлагает в 2019 году повысить тарифы ЖКХ в два этапа. Тарифы предлагается частично повысить с 1 января, а 1 июля величина индексации будет скорректирована так, чтобы совокупный рост платы граждан «оставался в ранее принятых пределах, не превышающих целевую инфляцию». Индексация платы за ЖКХ должна быть снижена с 4% до 2,4%.
Напомним, что тарифы повышаются ежегодно с 1 июля. По данным Росстата, с 1 июля тарифы на коммунальные услуги в среднем по стране увеличились на 2,1-3,1%. Больше всего подорожали водоотведение (+3,1%) и холодное водоснабжение (+2,6%), меньше всего — отопление (+2,1%). Тарифы на электроснабжение в среднем по стране выросли на 2,3%, на горячее водоснабжение — на 2,2%.
За последние 10 лет тарифы ЖКХ выросли в 6,5 раза. На сколько вырастут за ближайший год?
Среднестатистическая российская семья? Она платит за ЖКУ 16,6% своего бюджета, проживая при этом в стандартной двухкомнатной квартире площадью 47 кв. метров. Глава семейства зарабатывает в среднем 33 тыс. рублей, отдавая из них за квартплату до 5,5 тыс. рублей.
Выводы
Еще в июле 2008 года премьер-министр поручил Министерству регионального развития в 10-месячный срок «разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»). С тех пор прошло 2,5 года, указания, которые должны определять правила расчета тарифов надбавок, правила расчета финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственных и инвестиционных программ и многие другие важные факторы, не приняты. На практике расчеты тарифов осуществляются по старинке — на основе нормативного учета затрат — по нормативам удельного потребления топлива, по нормам амортизации, нормативной численности и персонала. Это приводит к тому, что сами организации не имеют стимулов к повышению собственной эффективности и ограничению роста стоимости на свои услуги. Скорее наоборот, повышение стоимости услуг при заданном нормативе рентабельности увеличивает объем получаемых финансовых ресурсов.
Существует близкая многим потребителям проблема регулирования нормативов потребления. В соответствие с Жилищным кодексом объем коммунальной услуги рассчитывается исходя из нормативов либо показаний приборов учета. Так как охват приборами учета остается все еще небольшим, размер норматива учета оказывает большое влияния на стоимость коммунальной услуги для потребителя. Определение нормативов потребления в рамках реформы было передано на уровень местного самоуправления. Однако отсутствие единых правил и общей методологии расчета таких нормативов привело к тому, что на практике даже для схожих по всем параметрам домов нормативы потребления отличались в разы. В результате конфликтов в этой сфере осенью этого года были внесены изменения в ЖК, передающие полномочия в этой сфере снова на уровень субъектов. Однако общие правила расчета нормативов на федеральном уровне не приняты до сих пор.
Есть многие другие вопросы, к примеру связанные с противоречиями между установленными предельными индексами на коммунальные услуги. Противоречивость в законодательстве приводит к возникновению несоответствий между установлением максимального размера роста тарифов и компенсацией возможных убытков, в случае если рост тарифов не покрывает издержки ресурсоснабжающих организаций. Сам статус основного регулирующего органа в сфере ЖКХ неясен. Фактически регулирование в этой сфере осуществляется рядом федеральных ведомств одновременно с частичным пересечением ответственности и полномочий, что не добавляет ясности в и без того сложный процесс. Недостатки регулирования не дают возможности проводить эффективный контроль над экономической обоснованностью тарифов и создают возможности для их произвольного завышения либо для нерационального использования ресурсов.